С 01.01.2021 вступил в действие Приказ Министерства здравоохранения РФ от 26 ноября 2020 г. № 1252н «Об утверждении Порядка проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, включающего в себя химико-токсикологические исследования наличия в организме человека наркотических средств, психотропных
веществ и их метаболитов, формы медицинского заключения об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника, формы журнала регистрации выданных медицинских заключений об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника»
(далее – Порядок медосвидетельствования, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 26 ноября 2020 г. № 1252н) и, как это часто бывает, вызвал ряд вопросов охранного сообщества о практическом применении его норм. Поэтому я попробую дать свои комментарии на наиболее часто поступающие вопросы из регионов.
О соответствии формы № 002-ЧО/у
«Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к исполнению обязанностей частного охранника», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 26 ноября 2020 г. № 1252н, форме № 002-О/у «Медицинское заключение об отсутствии медицинских противопоказаний к владению оружием», утвержденной Приказом Минздрава РФ от 30 июня 2016 г. № 441н «О порядке проведения медицинского
освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов» (далее – Порядок медосвидетельствования, утвержденный Приказом Минздрава РФ от 30 июня 2016 г. № 441н).
К сожалению, необходимо констатировать, что речь идет о двух различных медицинских освидетельствованиях, где одно не заменяет, а дополняет другое.
Перечень заболеваний, при наличии которых противопоказано владение оружием (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 февраля 2015 г. № 143) и Перечень заболеваний, препятствующих исполнению обязанностей частного охранника (утвержден постановлением Правительства РФ от 19 мая 2007 г. № 300)
различны (по отдельным группам больше диагнозов заболеваний препятствуют владению оружием, по другим группам больше диагнозов препятствуют допуску к работе охранником). Это означает, что на основании действующих нормативных правовых актов справки формы 002-О/у и формы 002-ЧО/у друг друга не заменяют,
а дополняют. Следовательно, гражданину для получения статуса частного охранника и для владения оружием придется получать два различных заключения.
При этом необходимо учитывать, что в соответствии с п. 20 Порядка медосвидетельствования, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 26 ноября 2020 г. № 1252н «При проведении медицинского освидетельствования учитываются результаты осмотров врачей-специалистов и (или) лабораторных исследований,
проведенных не ранее одного года в рамках медицинского освидетельствования в
соответствии с порядком проведения медицинского освидетельствования на наличие медицинских противопоказаний к владению оружием и химико-токсикологических исследований наличия в организме человека наркотических средств, психотропных веществ и их метаболитов, утвержденным приказом
Министерства здравоохранения Российской Федерации от 30 июня 2016 г. № 441н».
Следуя логике Порядка медосвидетельствования, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 26 ноября 2020 г. № 1252н, не исключено, что медучреждения при выдаче справки формы 002-О/у будут учитывать результаты осмотров врачей- специалистов и (или) лабораторных исследований, проведенных при выдаче формы
002-ЧО/у.
О требовании приказа по организации проведения медицинского освидетельствования работодателем.
Необходимо сразу определить, что речь идет о медицинском освидетельствовании охранника, т.е. «частный охранник — гражданин Российской Федерации, достигший восемнадцати лет, прошедший профессиональное обучение для работы в качестве частного охранника, сдавший квалификационный экзамен,
получивший в установленном настоящим Законом порядке удостоверение частного
охранника и работающий по трудовому договору с охранной организацией» (п. 2
ст. 1.1 Закона РФ от 11.03.1992 № 2487-1 «О частной детективной и охранной
деятельности в Российской Федерации»).
Если п. 9 Порядка медосвидетельствования, утвержденного Приказом Минздрава РФ от 30 июня 2016 г. № 441н, прямо определяет, что «Медицинское освидетельствование и химико-токсикологические исследования осуществляются за счет средств граждан», то Порядок медосвидетельствования, утвержденный
Приказом Минздрава РФ от 26 ноября 2020 г. № 1252н, возлагает на работодателя
только «Организацию проведения медицинского освидетельствования …», что автоматически не обязывает работодателя оплачивать услугу медосвидетельствования, т.е. нет прямого
указания на оплату медосвидетельствования за счет средств работодателя. Работодатель может оплатить услугу медосвидетельствования охранника и получить компенсацию из Фонда социального страхования, но при этом необходимо учитывать, что налоговая может не принять эти расходы на затраты, т.к. обязанности работодателя оплатить услугу нет.
Об отсутствии в медучреждениях бланков формы 002-ЧО/у.
Отсутствие бланков в медучреждении не является основанием отказа как
медучреждения для проведения медосвидетельствования, так и для приема справки
подразделением лицензионно-разрешительной работы Росгвардии в соответствии с п. 2 Приказа Минздрава РФ от 14 сентября 2020 г. № 972н «Порядок выдачи медицинскими организациями справок и медицинских заключений», где сказано, что «Справки и медицинские заключения оформляются (формируются) в
произвольной форме и могут выдаваться на бумажном носителе и (или) с согласия пациента или его законного представителя в форме электронного документа с использованием усиленной квалифицированной электронной подписи медицинского работника».
Кроме того, охранник может самостоятельно распечатать бланк формы 002-ЧО/у и прийти с ним в медучреждение.
Таким образом, только правоприменительная практика органов власти, а также вступление в силу приказа Минтруда РФ, который придет на смену Приказа Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 № 302н, позволят внести некоторую ясность в решение вопроса о медицинском освидетельствовании охранника.