Проблемы государственных закупок на 2021 г. Демпинг и как следствие низкое качество оказания услуг. Общественный контроль. Работа комиссий по качеству при Росгвардии.

  1. Коротко о работе РООР. Создание подразделения ОК.

Региональным объединением работодателей Ставропольского края на совещании правления, которое состоялось 20 июля 2020 г. было принято решение о создании подразделения Общественного контроля. Для деятельности данного подразделения введена должность Инспектора общественного контроля (далее- Инспектора ОК), которые на постоянной основе осуществляют независимый мониторинг и оценку эффективности закупок, в том числе оценку осуществления закупок и результатов исполнения контрактов.

Инспектора Общественного контроля ежедневно проводят мониторинг всех региональных тендеров на охранные услуги. При выявлении закупок, по результатам которых падением составляет более 25% или итоговая окончательная цена оказалась менее 75т. рублей за круглосуточный пост, сотрудниками подразделение автоматически готовится информационное письмо на имя Заказчика торгов о проведении Объединением Общественного контроля по данной закупке. В данном письме указывается причины послужившие проведению контроля, а также обязанность Заказчика ежемесячно проводит Экспертизу оказанных услуг, а также его ответственность при не проведении или проведении не должным образом данной экспертизы.

В данном письме также предлагаются услуги Объединения по проведении независимой экспертизы оценки качества исполнения услуг, как на разовой безвозмездной основе, так и на регулярной платной основе. В течение оказания услуг по данному контракту правлением Объединения рассматривается вопрос о дате и времени направления Инспектора ОК для проведения Общественного контроля. Инспекторами ОК оставляется чек лист контроля в виде таблицы в котором указываются все требования, предъявляемые к охранному предприятию при выполнении контракта. Вторая таблица чек листа это  обязательные требования норм и положений Трудового, Налогового и профильного Законодательства о ЧОД. Далее проводится анализ данных согласно  полученной информации указанной в чек листе и предъявляемых требований. На основании анализа составляется отчет проведенного Общественного контроля, который направляется Заказчику торгов. В данном отчете указывается выявленные нарушения и несоответствия. В заключение отчета ОК, при выявленных недостатках указывается выводы о результатах контроля, в котором указывается, что Оказание охранных услуг работниками охранного предприятия осуществляется с нарушениями требований технического задания, требований государственного контракта, а также требований ФЗ. Что проверка Заказчиком оказываемых  услуг охраны Исполнителем согласно  части 1 ст. 94  № 44-ФЗ    п.  4.2 и п. 4.3 на отдельных этапах осуществляется не полностью, либо не проводится должным образом, что образует состав административного правонарушения согласно ст.7.32 КОАП РФ п. 8,9,10.

 

Хочется отметить, что контрольные мероприятия при ОК проводимые РООР воспринялись Заказчиками неоднозначно. Некоторые отнеслись с пониманием, даже с заинтересованностью, но основная часть как вмешательства в их личные дела. Со стороны Исполнителей, как и ожидалась контрольные мероприятия воспринялись негативно, особенно это проявлялась на объектах с множеством нарушений.

Еще один отрицательный фактор при проведении ОК стали ограничения в связи с  КОВИД -19, в результате чего на 12 объектах ОК провести не удалось.

В результате наработанного опыта, и обменом информации с РООР других регионов  (Ростова, Магадана, Новосибирска) были доработаны информационные письма о проведении ОК, чек лист проведения ОК, отчет о проведении ОК. Инспекторам ОК приобретены переносные видео регистраторы для фиксации проведения ОК, что сразу решило часть спорных вопросов при проведении ОК.

Работа проделана колоссальная. По итогам работы подразделения ОК произведен мониторинг более 2000 государственных и муниципальных закупок, как по 44, так и по 223 ФЗ, в том числе и по коммерческим закупкам. Направлено более 70 писем Заказчикам торгов, как информационных по проведению общественного контроля закупки, так и рекомендательных по приведению контракта на охранные услуги требованию 44 ФЗ. Направлено 40 писем Заказчиком торгов по результатам Общественного контроля с данными об выявленных нарушений исполнения контракта. Проведено более 20 мероприятий в рамках Общественного контроля, примерно столько же направлено писем в надзорные органы для принятия мер реагирования.

Совместно с Трудовой инспекцией в рамках подписанного соглашения о взаимодействии и  активной работы Общественного контроля при Объединении легализовано более 150 трудовых отношений.

Контролирующими и надзорными органами выписаны более 50 протоколов, предписаний, предупреждений и предостережений. В отношении 2 организаций подразделением краевого ОБЭП возбуждены уголовные дела по фактам не уплаты налогов в особо крупном размере. Один руководитель ЧОП дисквалифицирован сроком на 1 год.

Ставропольское Объединение работодателей продолжает работу в данном направлении и активно обменивается опытом с  другими заинтересованными РООР регионов (Иваново, Волгоград, Астрахань, КБР, Крым).

  1. Основные проблемы гос. Закупок. Демпинг.

Как показал анализ рынка государственных закупок  по Ставропольскому краю  проводимых РООР на 2021 г. ситуация с итогами конкурса и выполнением договорных отношений по ним остается неудовлетворительная, если не сказать критическая. Снижения на конкурсах на физическую охрану достигают 60% и говорить про конкуренцию на таких торгах не приходится.  Примерно половина торгов на физическую охрану заканчивается снижением более чем на 25%, и выходят за приделы экономически обоснованной цены, позволяющей работать в правовом поле. И всего лишь  до 10 %  торгов заканчиваются снижением до 5%  и итоговая цена примерно колеблется в приделах допустимо расчетной.

Данная тенденция стала активнее провялятся в последние годы, когда в регион  стали заходить охранные предприятия с других регионов в основном это Москва и Московская область, Краснодарский край и республика Адыгея, при чём из Краснодара и Адыгеи заходят аффилированные организации, в основном входящие в Гильдию Краснодарского края. Схема  работы данных организаций простая они регистрируются в одном из регионов РФ, а потом участвуют в торгах по государственным муниципальным закупкам в других регионах с падением на торгах до 50-60%. Причем о выполнении договорных отношений и выполнения действующего законодательства здесь речь не идет.

Это такие охранные предприятия как  Родина, Щит 2, Щит 3 – Краснодарский край, Фрегат, Фрегат юг, Система, Система безопасности  — Красноярский край, Оштен, Легион, Фишт, Сапсан  — республика Адыгея, Милитари Компани Секьюрити – г. Москва, Цербер, Ангел, Галерея, Родина – Ставропольский край, Фишт г. Севастополь и другие.

Многим присутствующим данные охранные предприятия известны по демпингу на торгах в ваших регионах.

Проверочные мероприятия, а также Общественный контроль показал, что при демпинге на торгах ситематически присутствуют такие нарушения:

  • По линии трудовой – не заключены трудовые отношения с работниками данных объектов, отсутствует система оценки условий труда, с работниками не проведены вводные Инструктажи,  не исполняются обязательства работодателя  по защите персональных данных сотрудников.
  • По линии налоговой – отсутствуют ежемесячные обязательные налоговые платежи, предприятия не переходят на общею систему налогообложения, хотя по исполнительным контрактам и договорам численность сотрудников в разы превышает 100 человек.
  • По линии лицензионного контроля – сотрудники не оформлены по трудовым договорам, не имеют статуса частного охранника, отсутствуют личные карточки частного охранника, не имеют медицинских справок и периодических проверок, отсутствуют уведомления по взятию объекта под охрану, отсутствует должностные инструкции и информационные таблички  в связи с осуществлением контрольно-пропускного режима, информационных табличек о том, что на объекте ведется видеонаблюдение, присутствуют нарушения по форменному обмундированию, на которых отсутствуют нашивки  определяющие принадлежность к охранному предприятию и т.д.

Считаем что для эффективного решения в вопросе борьбы с демпинговыми компаниями необходимо:

  • Организовать работу Общественного контроля при всех имеющихся РООР. Наладить взаимодействие между РООР, осуществляющих Общественный контроль в регионе, с целью обмена информации, опыта по положительным результатами данной деятельности.
  • Более активно использовать площадку Росгвардии при которых созданы комиссии по качеству.

Общаясь с коллегами в регионах в части работы данной комиссии, хочется отметить, что не во всех регионах данные комиссии работают эффективно, а где то вообще не работают или работают для галочки.

Есть предложение по модернизации работы данных комиссий, а также ужесточению контроля за их проведением в регионах.

Мое предложение: Ежеквартально РООР должны направляют в центральную комиссию по качеству при Управлении Росгвардии информацию по охранным предприятиям — демпингерам осуществляющие свою деятельность в данном регионе, в независимости от их регистрации (примерное количество до 5 организаций). Этой комиссией определяются наиболее  значимые для рассмотрения охранные предприятия  при Управлении Росгвардии. Остальные  охранные предприятия направляются в региональные комиссии по качеству, с обязательным контролем о рассмотрении этих предприятий на  региональных комиссиях по качеству и предоставлением дальнейшей информацией о принятых мерах.

Также хочется отметить, что в связи с тем, что РООР ведется активная работа по борьбе с демпингом, в результате которой затрагиваются интересы крупных компаний и их объединений имеющих как финансовый, так и административный ресурс, считаю необходимым выработку поддержки данных объединений.